в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня в течение  от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} 
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
IMG_8806
Максимально полезные отрывки
Три упражнения для извлечения идей из подсознания
03.06.2015 Просмотров: 2 181
Максимально полезные отрывки
Три упражнения для извлечения идей из подсознания
03.06.2015 Просмотров: 2 181

Сергей Васин
Сергей Васин

Майк Микалко — автор исследований и классификаций методов креативного мышления. В книге «Рисовый штурм» он объясняет, как расширить границы разума и найти новую идею.

Вот три упражнения для работы с подсознанием.

 

Прямая аналогия

Проведение прямых аналогий — отличный способ генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходство между различными событиями и фактами по принципу: «Если Х удачно действует определенным образом, то почему Y не может действовать так же успешно?»

Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

analogy

Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором — тостером. Следуя выбранной аналогии, буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле:

1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 или более (новые идеи)

Я выписываю основные характеристики и функции тостера.

  • Подключается к источнику электроэнергии.
  • Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.
  • Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.
  • Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба.
  • Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.
  • Может ударить током, если вы попытаетесь достать хлеб ножом или вилкой при включённом приборе.
  • Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые способы повышения моей творческой активности на работе.

  • Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творческом потенциале. («Включается нажатием специальной клавиши или кнопки».)
  • Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творческой активности. («Источник электроэнергии».)
  • Необходимо разработать комплексный подход к решению поставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты».)
  • Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба».)
  • Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)
  • Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может „ударить током“».)
  • Следует попробовать скомбинировать разные творческие методы. («Масло и джем».)

Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер) = 7 (идей)

 

Правда и ложь

С точки зрения логики невозможно представить, что одновременно существуют две противоположные или противоречивые идеи, два понятия или образа. Это такой тип понимания, при котором мыслительные процессы выходят за пределы обычного логического мышления.

Если вы объединяете две противоположности, сознание переходит на новый уровень. Приостановка действия логики позволяет интеллекту действовать, не используя логическое мышление, и создавать новую форму. Кружение противоположностей создаёт условия для появления новой точки зрения, всплывающей из вашего сознания.

Чтобы мыслить в терминах одновременных противоположностей, превратите свой предмет в парадокс и затем найдите полезную аналогию.

Предположим, вы хотите заработать много денег. Это желание может вступать в противоречие с тем фактом, что вам не хватает трудолюбия. Парадокс состоит в том, что вы хотите заработать денег, но слишком ленивы, чтобы постараться ради этого. Затем вы находите аналогию, содержащую сущность парадокса, например: «Мне нужен свет, но без использования электрической энергии». Решение этой аналогии — в использовании естественной энергии солнца. Наконец, примените этот принцип к вашей первоначальной проблеме — «как заработать денег, когда вы слишком ленивы, чтобы работать». Одно из решений — поехать в отпуск на южные острова и написать книгу о путешествии.

 

Метод Сальвадора Дали

Центра круга можно достичь из любого места окружности. Точно так же вы можете проникнуть в своё подсознание из любой исходной точки.

Одной из таких отправных точек будет гипнагогическое построение образов: метод, основанный на создании внутренних образов, которые можно зафиксировать непосредственно перед засыпанием. Эта техника достаточно трудна для освоения, но с приобретением навыка даёт отличные результаты.

manner

Что здесь изображено?

Это буква «Е». Её не сразу распознаешь из-за жирного крупного и растянутого шрифта. Если вы не можете разглядеть букву «Е», попробуйте посмотреть на рисунок издалека. Но если вы поняли, что это буква, вам уже трудно будет от неё абстрагироваться. Образы, полученные гипнагогическим способом, имеют с этим нечто общее — они ярче и глубже образов, вызванных с помощью других методов.

Гипнагогические образы могут быть либо визуальными, либо слуховыми — это не поддаётся контролю или попыткам действовать сознательно. Некоторые люди способны видеть фантастические, сюрреалистичные цветные образы — более глубокие и яркие, чем реальность. Сальвадор Дали использовал этот метод для создания своих выдающихся полотен. Он ставил жестяную тарелку на пол и, устроившись рядом в кресле, держал над ней ложку. Затем полностью расслаблялся и даже начинал засыпать. В тот момент, когда он уже дремал, ложка выскальзывала из руки, падала со звоном на тарелку и будила его как раз в тот момент, когда он мог уловить некие сюрреалистичные образы.

План действий:

  1. Думайте о своей задаче. Размышляйте о вашем продвижении вперёд, о препятствиях, альтернативах и т. д. Затем отбросьте всё и расслабьтесь.
  2. Полностью расслабьте своё тело. Попытайтесь достичь очень глубокой релаксации.
  3. Успокойте рассудок. Не думайте о рутинных делах, событиях дня и своей задаче. Освободите голову от трезвона мыслей.
  4. Успокойте зрение. Вам не потребуется высматривать образы. Нужно исключить какое бы то ни было произвольное проявление внимания. Если вы легко засыпаете, держите в руке ложку: таким образом вы сумеете войти в гипнагогическое состояние. Когда начнёте засыпать, ложка выскользнет из пальцев и разбудит вас именно в тот момент, когда можно уловить рождающиеся образы.
  5. Записывайте свои впечатления сразу после их появления. Образы появляются неожиданно, они расплывчаты, туманны и быстро исчезают. Это могут быть узоры, пятна цвета или предметы.
  6. Ищите ассоциативные связи. Записывайте всё, что приходит вам в голову после первого впечатления. Ищите связи с вашей задачей. Задавайте себе такие вопросы:
    • Что меня удивляет?
    • Имеет ли это какое-то отношение к моей задаче?
    • Какие новые мысли это рождает? Что тут не на месте? Что мне мешает?
    • О чём напоминают эти образы?
    • В чём проявляются черты сходства? Какие аналогии можно провести?

Помните: чтобы решить проблему, нужно верить, что ответ уже содержится в подсознании. Единственное, что нам нужно, — знать, как извлечь из него эти ответы.


По материалам книги «Рисовый штурм»