Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Как это построено: от мостов до небоскребов
29 мая 2015 8 848 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Что общего у старинных соборов и стадиона в Хьюстоне? Как прокладывали туннели в древности и как это делают сегодня? Что особенного в гигантских плотинах и почему появились небоскребы?

Дэвид Маколи, автор мирового бестселлера «Как все устроено», умеет пробуждать воображение читателей. В своей новой книге «Как это построено» он помогает по-новому взглянуть на хорошо знакомые постройки — мосты, туннели, соборы, плотины, небоскребы. Он описывает весь путь создания выдающихся творений архитектуры, раскрывая перед нами дверь в интересный мир великих сооружений.

ВИАДУК ГАРАБИ. Мост от создателя Эйфелевой башни

На юге Франции нужен был железнодорожный мост через реку. Но вот незадача — он протекает на 120 метров ниже линии, по которой следовало проложить железнодорожные пути. Проектировщиком моста был Гюстав Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни.

Эйфель прекрасно знал требования, предъявляемые к таким постройкам. Знал он также и о коварных особенностях горной местности, где дуют сильнейшие ветра. Вместо того чтобы бороться с ветром при помощи увеличения массы моста, Эйфель решил перехитрить стихию.

м1

Он спроектировал открытую металлическую конструкцию, продувавшуюся насквозь и к тому же требовавшую меньше строительного материала — немаловажное соображение при строительстве в отдаленном районе. В  основе конструкции виадука Гараби лежит ферма — рама из соединенных между собой треугольников, на стороны которых действуют силы сжатия и растяжения. В XIX веке мосты с фермами активно строили на железных дорогах американского Запада. Сегодня мосты с железными фермами — самые популярные в Америке. Они чрезвычайно прочны и могут покрывать длинные расстояния.

мост

ТУННЕЛИ

Если мосты — это самые «открытые» образцы достижений инженерной мысли, то туннели можно назвать их болезненно застенчивой родней. Они служат людям, спрятавшись от света. Быстро проезжая по туннелю, мы едва успеваем рассмотреть его. И  получается, что в то время как мосты, небоскребы, соборы и даже плотины «срывают лавры» восхищения, оценить техническое совершенство подземной конструкции может только инженер.

Вот уже многие века люди строят туннели. Причины самые разные: от экзотических  — захоронения мумифицированных быков — до  прозаических — доставки питьевой воды, добычи соли или необходимости быстрее проехать из пункта А в пункт Б. Но вне зависимости от назначения форма и геометрия туннелей практически неизменны.

м4

На любой туннель сверху давит толща земли или воды. Некоторые испытывают к тому же давление на стены, поэтому идеальная форма для туннеля — это арка. Когда туннель пробивают в горе или под водой, ему приходится противостоять давлению со  всех сторон, в том числе и снизу.

ТУННЕЛЬ ПОД ТЕМЗОЙ

Конструкция этого туннеля была сложной, но уникальным он стал потому, что именно для его строительства инженер Брюнель сконструировал первый в истории проходческий щит (специальное сооружение, которое позволяет работать под речным дном). Это изобретение навсегда прославило его имя среди инженеров и горняков. Брюнель создал щит, чтобы защитить рабочих от водной стихии — как-никак, работать предстояло под речным дном!

м6

Удивительно, но идея проходческого щита возникла у Брюнеля во время наблюдения за тем, как прокладывают ходы в дереве корабельные черви — истинное бедствие британского флота. Эти моллюски используют свои похожие на щиты раковины, чтобы буравить корабельную древесину, да еще и имеют наглость покрывать сделанные ими микротуннели изнутри прочной «обделкой» из вещества, которое при этом выделяют. Проходческий щит Брюнеля совсем не походил на свой прообраз  — это была сложная «машина» из чугуна.

м5

Конечно, по сравнению с современной техникой щит Брюнеля напоминает отряд скрипучих роботов из «Звездных войн», которые, опираясь друг на друга, медленно продираются сквозь землю. Тем не менее щит сделал свое дело. Он и сегодня входит в систему лондонского метро.

КУПОЛ ПАНТЕОНА

Здания с огромными куполами всегда восхищали людей. Купола заставляют нас оторваться от земной поверхности и устремить свой взор ввысь. Под раскинувшимся над нашими головами сводом мы завороженно замираем и с восхищением созерцаем величественную красоту купола, который невесомо возносится над нами. Однако создатели этих конструкций совершенно справедливо могли бы напомнить, что преодоление силы притяжения — задача не из легких. Начнем с того, что купол — это, прежде всего, крыша. И неважно, насколько он огромен и красив; в  любом случае ему непросто было оказаться наверху и еще сложнее там оставаться.

мост1

Самая примечательная особенность купола знаменитого Пантеона — это окулюс, отверстие в его вершине. Здесь, в месте, где сила сжатия достигает своего максимального значения, строители выложили кирпичное кольцо толщиной 1,5 метра. Как и в случае с туннелями, сила сжатия равномерно распределяется по  внешней стороне кольца и оставляет свободным внутреннее пространство.

м7

Только в случае с Пантеоном такое кольцо пропускает через себя не машины или поезда, а дневной свет и капли дождя. Людям, находящимся внутри Пантеона, купол кажется абсолютно идеальной полусферой. Его диаметр — около 44 метров. Точно такое же расстояние — от окулюса в вершине купола до пола зала. А если добавить к этой безукоризненной геометрии ежедневное движение пятна солнечного света внутри здания и окошко в звездное небо ночью, то Пантеон видится нам уже не  просто очередным, пусть и величественным, зданием. Он становится храмом неба на Земле — в Риме, сердце великой империи.

НЕБОСКРЕБЫ. БАШНИ ПЕТРОНАС

В 1991 году архитекторам предложили спроектировать два небоскреба для размещения в них офиса малайзийской нефтяной компании «Петронас». Планировалось, что башни станут центром нового сити — делового района, способного изменить экономику всего города. Победил в конкурсе проект архитектора Сезара Пелли и инженера Чарльза Торнтона.

мост3

По их замыслу, две башни, стоящие бок о бок, подобно гигантским минаретам, должны были подняться над землей на 451 метр! Двухуровневый пешеходный мост на высоте 42-го этажа придавал всему комплексу вид гигантских фантастических ворот. К тому же он упрощал переход из одной башни в другую и служил одним из маршрутов эвакуации людей в случае опасности. В основу плана будущих башен была положена традиционная для исламского искусства восьмиконечная звезда.

м8

При огромной высоте и относительной тонкости формы башен их конструкция должна была быть необычайно прочной и устойчивой. Для этого строители, во-первых, возвели так называемые подпорные сооружения — два здания цилиндрической формы, примыкающие к стенам башен. Они поддерживают небоскребы и одновременно увеличивают количество офисных помещений. Во-вторых, устойчивость обоих небоскребов обеспечивалась за счет жестких узлов и использования высокопрочного бетона. В-третьих, очень прочной была сама конструкция башен. Она, по сути, представляет собой трубу в трубе.

По материалам книги «Как это построено».

 

Похожие статьи