в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня в течение  от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} 
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
пашня
Советы книгоманам
Как запоминать при чтении самое главное: техника «Сбор урожая»
12.01.2015 Просмотров: 4 465
Советы книгоманам
Как запоминать при чтении самое главное: техника «Сбор урожая»
12.01.2015 Просмотров: 4 465

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Бывало ли с вами, что, читая книгу, вы восторгались стилем, мудростью идей и выводов? Но, закрыв ее, могли вспомнить очень мало, а то и вовсе ничего. В памяти оставалась лишь небольшая часть новых знаний, да и та постепенно уходила. Автор книги «Скорочтение на практике» Павел Палагин дает ценный совет, как читать осмысленно и сразу сохранять прочитанную информацию в долговременной памяти.

Подключите воображение

Перенесемся на 300 лет назад. Представьте себе крепостного крестьянина Василия, который решил вырастить много зерна, чтобы зимой жена и дети не терпели лишений. Он самостоятельно распахал четверть поля, забороновал его и отправился на рынок, чтобы купить на посев лучшие зерна хлеба. На рынке он обошел всех, торговался, спорил, но в итоге купил-таки лучшие семена по доступной цене.

Вернулся на поле и засеял его вручную. Василий тщательно выпалывал сорняки, не разгибаясь днями, вбивал специальные колья и веревочками подвязывал стебельки, чтобы хлеб стоял. Когда через три месяца пшеница поспела, Василий начал тот же процесс на следующей четверти поля: вспахал ее, затем стал бороновать.

В тот момент подошла к нему жена Варвара и спросила: «Вася, а когда ты будешь урожай убирать?» «Некогда мне, Варвара, заниматься этим. Нам нужно много пшеницы, мне сейчас пахать надо», — отвечал муж, вытирая пот с лица. Забороновав вторую четверть поля, он опять отправился на рынок, где бился за самые лучшие семена, ведь это все ради семьи! Затем засеял второй участок, и так далее…

Тем временем урожай начал потихоньку опадать, загнивать и превращаться в ничто. На все просьбы Варвары собрать поспевшее зерно Василий отвечал: нет у него времени урожаи собирать, работать надо. Пахать надо! Надо много пшеницы! Как вы понимаете, его семье зимой это не помогло. Подведем итог: Василий вкладывал около трех месяцев своего времени в выращивание пшеницы, а на выходе получал ноль.

Так и с чтением

Читая мудрые книги, вы вкладываете в это время и взращиваете зерна собственной мудрости. Да что там зерна — вы взращиваете в себе поля мудрости. Но! Если, терпеливо выращивая их, вы не собираете урожай, то эти зерна «загнивают», «опадают» и становятся бесполезными. Из-за этого дни, недели или месяцы, потраченные на книгу, оказываются впустую потраченным временем.

Поэтому первое, с чего стоит начать, — это техника «Сбор урожая». Если вы вложили дополнительные усилия в текст после первого прочтения, поняли смысл и воспроизвели его своими словами, то именно эти данные останутся в вашей долговременной памяти.

Итак, три шага техники «Сбор урожая»:

1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца (чаще всего это параграф в книге), необходимо остановить процесс чтения, отвести глаза из текста и сделать короткую паузу. Это занимает меньше секунды.

2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут. Наша долговременная память устроена так, что хорошо запоминается что-то образное. Поэтому если вам удастся таким образом представить суть текста, то он запомнится вам гораздо лучше. В среднем это занимает около десяти секунд.

3. Проговаривание основы. Постарайтесь емко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше. Занимает 10–30 секунд.

На «сбор урожая» при чтении уходит от 20 до 40 секунд после каждого параграфа, что делает осмысленными часы, вложенные в чтение!

Прочитав текст и за три шага «собрав урожай», добавьте к ним еще несколько:

4) осмысление применения;

5) визуализация желаемого результата;

6) внедрение в жизнь.

При осмыслении применения задайте себе вопросы типа: — Как и где я могу применить это знание в жизни, чтобы она стала лучше? — Были ли в моей жизни похожие ситуации? Возможны ли они? Как бы сейчас я поступил в подобной ситуации, зная то, что знаю теперь? — Как я могу применить эти знания в личной жизни? В карьере? В бизнесе?

Следующий пункт — «Визуализация желаемого результата». Решив после осмысления текста воплотить прочитанное в жизни, визуализируйте полезную идею. Вообразите реальную ситуацию, когда вы реализуете свои выводы и у вас это получается.

Если после осмысления становится ясно, что можно сразу за 1–3 минуты применить выводы в жизни и это принесет вам пользу, то откладывайте книгу и внедряйте прочитанное немедленно!

Из книги «Скорочтение на практике».