в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня в течение  от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} 
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
радость
Книга недели
Эмоции помогают запоминать
09.07.2014 Просмотров: 1 837
Книга недели
Эмоции помогают запоминать
09.07.2014 Просмотров: 1 837

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

События, вызывающие эмоции, запоминаются лучше, чем нейтральные, рядовые события. Они обрабатывается мозгом лучше всех прочих внешних стимулов и дольше остаются в памяти.

В этом процессе задействована префронтальная кора — единственная область человеческого мозга, управляющая функциями исполнения, такими как решение проблем, концентрация внимания и  подавление эмоциональных импульсов. Если представить, что префронтальная кора — это председатель правления директоров, то поясная извилина — ее личный ассистент. Ассистент выполняет функцию определенной фильтрации и помогает поддерживать связь с другими частями мозга — в особенности с миндалевидным телом, при помощи которого создаются и сохраняются эмоции.

Миндалевидное тело наполнено нейромедиатором дофамином и  использует его, как секретарь — стикеры для заметок. Когда мозг распознает эмоционально окрашенный стимул, выделяется дофамин, который участвует в  процессе запоминания и обработки информации, как будто развешивая записки «Запомни это!».

Получив подобную химическую записку относительно определенной информации, мозг более тщательно обрабатывает ее. К этому и  стремится каждый учитель, родитель или рекламист.

Эмоционально окрашенные стимулы можно разделить на две категории: события, имеющие индивидуальное значение для человека, и события, воспринимаемые всеми людьми одинаково.

Когда моя бабушка злилась, она шла на кухню и громко перемывала всю посуду в раковине. Этим шумом она демонстрировала всей квартире свое расстройство или недовольство. До  сих пор при звуке громкого звона кастрюль и  сковородок я снова получаю эмоциональный сигнал  — мимолетное ощущение того, что я в опасности. У моей жены, чья мать никогда не проявляла своих чувств подобным образом, шум посуды не ассоциируется с  эмоциями.

Это пример уникального эмоционального стимула. Универсальные стимулы происходят из нашего эволюционного наследия, поэтому обладают мощным потенциалом для учебы и работы. Неудивительно, что они четко следуют теории Дарвина о  борьбе за существование. Как бы то ни было, мозг обязательно проанализирует следующие вопросы:

— Я могу это съесть? Это может съесть меня?

— Я могу с этим дружить? Это будет дружить со мной?

— Я видел уже это раньше?

Те из наших пращуров, которые не запоминали свой опыт столкновения с  опасностью или добывания пищи, не прожили достаточно долго, чтобы передать свои гены. В человеческом мозге действует множество тонко настроенных на  репродуктивную функцию и  распознавание опасности систем.

Согласно результатам исследований, эмоциональная реакция фокусирует внимание на «сути» опыта, отбрасывая детали. Многие ученые полагают, что памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся, а не подробности. Со временем детали можно восстановить в памяти, если вспомнить суть. Следовательно, голова человека стремится к  наполнению обобщенным представлением.

По материалам книги «Правила мозга».