в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Интересное
Три мифа об эмоциональной компетентности
28 ноября 2013 3436 просмотров
Интересное
Три мифа об эмоциональной компетентности
28 ноября 2013 3436 просмотров

Юлия Баяндина
Юлия Баяндина

Понятие эмоционального интеллекта появилось недавно — неудивительно, что не все разобрались, что это такое и представления об EQ обросли мифами.

Сергей Шабанов и Алена Алешина, авторы книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика», рассказали об основных заблуждениях и разъяснили, в чем все-таки суть EQ.

Миф №1. Эмоциональная компетентность = эмоциональность

Кто такой эмоциональный человек в  традиционном понимании? Тот, который проявляет все свои эмоции, как правило, в достаточно высокой степени интенсивности: громко кричит или смеется, стучит кулаком по столу и т. д.

Эмоциональная компетентность связана с осознанием и управлением эмоциями. Ни один из авторов моделей эмоционального интеллекта не призывает проявлять и выплескивать все свои эмоции.

Однако как только взрослый умный человек слышит слово «эмоциональный»… у  него в  голове рисуются картинки «эмоционального» человека и крайние проявления эмоций, и слово «компетентность» или «интеллект» он уже не воспринимает. В то время как ключевое слово в сочетании «эмоциональная компетентность» — именно компетентность. Основа EQ — умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к ситуации.

Миф №2. Человек с высоким EQ всегда спокоен и в хорошем настроении

Распространено мнение, что эмоционально компетентный человек всегда спокоен или всегда находится в хорошем настроении, а также стремится к тому, чтобы все вокруг него чувствовали себя так же хорошо и спокойно. Этакий душка и по-американски позитивный человек с улыбкой до ушей.

Эмоционально компетентный человек вполне может выйти из себя и повысить голос на собеседника. Разница между ним и эмоционально некомпетентным человеком состоит в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар осознанно, выбирая тот способ взаимодействия, который на данный момент окажется наиболее эффективным.

Пример Сергея Шабанова (из интервью журналу «Русский Репортер»):

Когда я учился в университете, нас как-то отправили в колхоз на картошку. И вот там некие трактористы вовремя не выехали, и мы вынуждены были простаивать без дела. Почему-то нам это было крайне важно, поэтому мы очень эмоционально обратились с вопросом к своему руководителю — одному из профессоров университета. Выслушав

нас, он очень вежливо и спокойно ответил: «Товарищи, понимаете, ситуация неоднозначная и  оптимизации поддается очень сложно». А потом пошел к бригадиру трактористов, и мы слышим его крик: «А… так-разэтак вашу мать… где трактора???» и т. д. Трактора появились очень быстро…

Вот это пример осознанного управления эмоциями. Каждой аудитории свои слова, интонации и эмоции.

Миф №3. Эмоциональный интеллект (EQ) важнее, чем познавательный интеллект (IQ)

Книга Дэниела Гоулмана, благодаря которой EQ стал популярным, носила название «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ», но Гоулман не отрицал значимость IQ.

Однако популяризаторы идеи эмоционального интеллекта подхватили эту мысль и стали утверждать, что IQ совсем не важен — мол, в современном мире гораздо важнее быть эмоциональным. Между тем для развития EQ необходим достаточно высокий уровень познавательного интеллекта.

Эмоциональная компетентность  — это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Эта модель является иерархической, то есть процесс развития EQ начинается с осознания своих эмоций. Чаще нас учили не осознавать, а подавлять свои эмоции. Между тем подавление эмоций вредно сказывается на здоровье и отношениях с окружающими, поэтому имеет смысл учиться осознавать  эмоции  и  нарабатывать другие способы управления ими.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика».

Книга есть на Озоне, в Лабиринте и в нашем приложении (первые 15% — бесплатно).

 

Рубрика
Интересное

Похожие статьи