в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Кругозор
Шесть категорий плохих слушателей
19 августа 2013 2695 просмотров
Кругозор
Шесть категорий плохих слушателей
19 августа 2013 2695 просмотров

Юлия Баяндина
Юлия Баяндина

Бернард Феррари, автор книги «Умение слушать», описал шесть категорий плохих слушателей: «Как правило, ни один из них не встречается в чистом виде. Поэтому я называю их архетипами. В зависимости от обстоятельств человек может проявлять характерные особенности каждого из них».

Бернард уверен, если человек научится замечать в себе черты «неправильного слушателя» — он на полпути к правильному.

Итак, первый архетип — Упрямец.

Корень его проблемы — в склонности слушать других только для того, чтобы понять, совпадет ли их мнение с тем, что он сам считает истиной. Упрямец искренне верит, что слушает внимательно и даже преуспевает в этом. Но это не означает, что он воспринимает сказанное непредвзято. Упрямец может руководствоваться самыми благими намерениями, но его манера слушать приводит к тому, что собеседники теряются, а любые идеи коллег, даже стоящие, он решительно отметает.

Упрямец напоминает мне о шутливом высказывании профессора Лоуренса Питера, моего преподавателя в бизнес-школе: «Когда я захочу узнать ваше мнение, я сам вам скажу, в чем оно состоит».

Второй архетип плохого слушателя —  Брюзга. Если Упрямец умеет слышать только то, что считает правильным Брюзга, уверен, что ваши мысли — вздор.

Типичный Брюзга не делает секрета из своего презрения к идеям других людей. Любой разговор для него — это неизбежное зло, испытание, которое он вынужден терпеть. Он может по-разному выказывать свое неудовольствие, но суть его реплик одна и та же: «Ну и чушь ты несешь. И как тебе только могло прийти в голову, что я соглашусь с этой чепухой?»

Третий архетип — Предвосхитители. Их пространные речи и каверзные вопросы предназначены для того, чтобы загнать собеседника в угол. Они ведут себя так, словно диалог написан заранее, стремятся при помощи вопросов направить разговор в желаемое русло.

Красноречивый пример такого поведения я наблюдал на встрече с председателем правления и CEO одного медицинского комплекса. CEO собирался рекомендовать правлению дорогостоящий вариант кардинального изменения стратегии.

Преамбула его речи была полна безапелляционных утверждений, призванных развеять любые сомнения насчет правильности его рекомендаций. В бесконечных разглагольствованиях и манере задавать риторические вопросы с намеком на определенные ответы улавливалась серьезная проблема — односторонние коммуникации и неумение решать вопросы.

Четвертый — Долдон, склонен к обильным словоизлияниям, как Предвосхититель. Разница лишь в том, что он создает проблемы не так явно. Но это не менее тягостно для присутствующих.

Долдон толчет воду в ступе, на ходу подправляет свои формулировки, бесконечно повторяя сказанное. Его цель — не заострить внимание на проблеме, а упрочить собственную позицию или так переиначить ваше мнение, чтобы оно сошло за подтверждение его предубеждений.

Один руководитель из числа моих клиентов имеет привычку долго «пережевывать» какую-нибудь идею, после чего красноречиво умолкает, прозрачно намекая, что пора переходить к следующему вопросу.

Пятый тип слушателей — Всезнайки. Они фонтанирует идеями на тему решения проблемы еще до того, как участники разговора придут к единому мнению относительно самой ее сути. Бывает, что это качество — умение с ходу дать ответ на любой вопрос — ошибочно принимают за отличительный признак выдающегося руководителя.

В фильме Patton легендарный генерал Джордж Паттон, герой Второй мировой войны, выведен именно таким всезнайкой: о чем бы его ни спросили, он тут же непререкаемым тоном выкрикивает ответ. Но скороспелые ответы в бизнесе — вернейший способ загубить благоприятную возможность слушать и собирать информацию.

Шестой тип — Притворщик. В разговоре с руководителем или коллегой вы излагаете свою позицию доходчиво. Вы уверены, что слова попадают в цель, поскольку в положенных местах собеседник глубокомысленно кивает и хихикает в ответ на ваши остроумные замечания. И все же после беседы вы чувствуете, что он пропустил сказанное вами мимо ушей, а если и услышал, то ему безразлично.

Такого совершенно не интересует, что вы хотите сказать. Возможно, он уже принял решение по данному вопросу или занят другими мыслями, а может, изображал внимание из политических соображений.

Величайшим Притворщиком из всех, кого я знал, был CEO, которого я про себя называл Пижоном. Общаясь с ним, вы не сомневались, что он глубоко вникает в каждое ваше слово. Вы покидали кабинет CEO счастливым. Однако со временем вы понимали, что он и палец о палец не ударил ради вас.

Он выслушивал всех, кто к нему обращался, но даже не собирался вникать в то, что ему говорили. Поэтому, когда приходило время действовать, Пижон не мог опереться на ценные сведения, о которых ему сообщали ранее. В результате он напринимал множество необоснованных решений.

Бернард Феррари уверен — необходимо научиться распознавать поведение каждого из шести архетипов как в себе, так и в окружающих. Когда знаешь «симптомы» неправильного слушания — легче подобрать «лекарства»: приемы, которые помогут научиться слушать правильно.

Книга есть в бумажном и электронном вариантах.

 

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи