Экономика издания деловой литературы

06.08.2009 Автор: Михаил Иванов
Просмотров: 18 722

Почти каждый день мы получаем рукописи российских авторов. И последний год мы вынуждены отказывать. Даже тогда, когда книга нам нравится. Текущая экономика издательского бизнеса работает против нас, авторов и читателей.

Математика издания книги очень проста.

Стоимость подготовки средней книги следующая (прямые расходы)

  • Предпечатная подготовка (корректура, редактура, верстка, обложка) 50 000
  • Печать тиража в твердой обложе с ляссе (3000 экз) 165 000

Итого прямые расходы: 215 000 рублей

Косвенные расходы (моя зарплата и зарплата других сотрудников, налоги, затраты на связь, хранение, поддержание этого блога и др.) примерно составляют еще 215 000 в расчете на одну книгу.

Итого наши полные расходы без учета прав на 3000 экз. обычной книги составляют 430 000 рублей, или 143 рубля на экземпляр.

Здесь важно отметить, что деньги мы инвестируем сразу, а получаем назад в течение 18-20 месяцев.

В среднем отпускная цена на книгу для оптовиков составляет 200 рублей. При таком ценообразовании мы окупаем наши расходы только после того, как продадим 2150 экземпляров! Еще надо не забыть об авторском гонораре, который составляет 10% от оптовой цены. При такой математике мы просто не можем себе позволить продавать книги с низкой оборачиваемостью и потенциально небольшим проданным тиражом. Пусть даже очень хорошие книги.

В случае с переводными книгами ситуация еще сложнее. В предпечатные расходы добавляется стоимость перевода, и еще мы всегда платим аванс за авторские права. В итоге у нас, как и у других издательств, есть достаточно жесткие требования к отбору рукописей. Мы ищем книги, которые, кроме того, что они нам нравятся, должны:

  • продаваться тиражом не меньше 3000 экз. в год («Тайм-драйв», «Камасутра для оратора»);
  • продаваться дорого. В книге должна быть ценность, за которую читатели готовы заплатить дорого («Без бюджета», «Что мы покупаем», «От хорошего к великому»);
  • есть потенциал корпоративных продаж и спецтиражей («Связи решают все»);
  • есть партнер, который готов поддержать выход книги («СПИН-продажи»).

Лучше, когда сходятся все эти факторы.

Мы можем рисковать с новыми книгами уже известных авторов, такими как Архангельский, Манн, Гандапас. Но если вы — начинающий автор, то увидеть свою книгу в магазине у вас очень мало шансов. Для этого мы (как и любое другое издательство) должны сильно поверить в автора и инвестировать 430 000 рублей. Это сложно. Но возможно!

The following two tabs change content below.
Михаил Иванов
Генеральный директор и главный редактор. Ищу таланты и интересные книги. Верю, что правильнее нанимать людей за отношение к жизни, а не за набор навыков. Навыкам можно научить, а вот отношение не изменишь.
Пост!

 

Комментарии к записи

  1. ekniga 06.08.2009 at 13:40

    А можно подобную «разблюдовку» под электронные версии Ваших же книг?
    А если продавать подборками по темам, привязанным в той или иной степени к носителю информации (например, программа переноса комплекта на ридер должна видеть в CD-отсеке диск с комплектом, у которого есть индивидуальный заводской «дефект», который при обычном копировании не воспроизводится)?
    А вариант «сундучка» из ридера и коллекции ваших е-книг (или раздела из ассортимента) не просматривали?

  2. Константин 06.08.2009 at 19:42

    Михаил, другими словами, за электронными книгами будущее.
    Если кто не купил ценные бумаги Amazon, самое время это сделать.
    А вообще очень напоминает ситуацию с изданием лейблами классической музыки. Только там есть еще один «проклятый» фактор — огромные гонорары исполнителей. В результате, нет больше записей классической музыки…

    • ekniga 06.08.2009 at 20:04

      Будущее за тем, что даст максимальную «производительность рубля» (отдачу на рубль затрат)
      А вот здесь как раз и вопрос:
      - как повлияет на реализацию (за деньги) переход в электронную форму?
      - каковы расходы на подготовку макета и на транзакционные издержки?
      - Какой тираж удастся продать и по какой цене?
      ______________
      Приведенный пример показывает, что в идеальном случае (реализация всех 3000 по 200 руб.) при расходе в 500 тысяч (включая авторские 10%) доход 100 тысяч означает 20%… Недостаточно этого для использования кредитного ресурса, но как-то можно пытаться что-то верное издать «на свои»

      А вот как раз и интересно, чего можно ждать от от е-книги?.
      Если выбросить из расчёта типографские издержки и пытаться реализовать по верхней планке ЛиТрес (80 рублей за штуку), то (на вскидку) для того же уровня (+20%) мы добьёмся где-то при РЕАЛЬНОЙ продаже 5-6 тысяч экземпляров. Посему вопрос: А каков будет уровень пиратства и сколько реально нужно экземпляров. С поправкой на пиратство так можно реализовать книгу, которая нужна 10-15 тысячам будущим владельцам (5-6 тысяч платных покупателей и 5-10 тысяч пиратов)
      У издательства, похоже, есть опыт реализации своих книг в электронном виде. Вот и хочется понять, что и как они расчитывают и что происходит на практике и что они прогнозируют…. Будем надеяться, что из ответа мы поймём главное:
      КАКОВЫ ОЦЕНКИ БУДУЩЕГО е-книг самим издательством для своего редакционного портфели и для своего покупателя и читателя…

  3. Сергей Макиенко 07.08.2009 at 21:48

    Приветствую, Михаил. Давно не общались. Разместил Ваш пост в сообществе. У народа есть вопросы к автору и директору издательства :)
    Сможете заглянуть и пообщаться?
    С уважением, Сергей Макиенко

  4. Андрей 12.08.2009 at 08:53

    При доходности в 20% с вложенных в книгу средств (в идеале), мне кажется интереснее депозит в банке. Нет?

    • ekniga 12.08.2009 at 11:48

      Есть бородатый Одесский анекдот (еще из тех времен, когда яйца стоили 1-30 десяток):
      — Скажите, Хаим, каков Ваш бизнес?
      — Таки да всё просто… Покупаю яйца (1-30 десяток), варю и продаю вареные по 13 копеек штучка
      — А что вы с этого имеете?
      — А бульон и ПРИ ДЕЛЕ….
      _______________
      Для издательства, на мой взгляд, даже в худшие времена, очень важно остаться ПРИ ДЕЛЕ. Репутация, такая как у Манн, Иванов и Фербер, нарабатывается годами и стоит ОЧЕНЬ ДОРОГО. Одно только поддержание репутации при условии безубыточности (прибыль на уровне банковского депозита) стоит того, чтобы это делать…
      Да ведь и бывают еще наивные люди, которые считают, что ИЗДАВАТЬ ХОРОШИЕ КНИГИ — это их МИССИЯ…

      • Михаил Иванов
        Михаил Иванов 12.08.2009 at 13:26

        Александр, спасибо за добрые слова.

        Прибыль мы зарабатываем на спецтиражах и поддержке партнерами выхода наших книг. Кроме того, часть тиража мы продаем минуя магазины, напрямую корпоративным клиентам и на мероприятиях.

        И, вы конечно, правы, нам просто нравится издавать хорошие книги.

        С уважением,
        Михаил

        • ekniga 12.08.2009 at 14:48

          Удачи Вам и Вашим проектам.
          Кстати, как насчет моего вопроса про расходы на издание е-книг (самый первый, если не ошибаюсь коммент к посту

  5. Варвара 17.08.2009 at 10:34

    Жаль, что многие достойные экземляры книг не проходят всех издательских барьеров. Мир мог бы стать лучше! :)
    Спасибо Вам.

  6. Dmitry 20.08.2009 at 00:22

    Модель наглядная.
    При этом мне кажется, вы не учитывали временную стоимость денег. Если бы учитывали картинка была бы еще печальнее.

    Вопрос — как же сделать не супер популярные книги прибыльными. Мне кажется есть решение и при этом, оно сработает именно для МИФа намного лучше, чем для любого другого издательства. Сработает потому, что есть пул преданных читателей.

    Идея простая — что если работать на уменьшение срока реализации книги? Представьте, что книги бы раскупали в первые три месяца. Или вообще после получения тиража!
    Помочь в этом может другая модель реализации книги. Ведь исходя из ваших подсчетов, если книгу продавать по 200 рублей — издательство окупит все свои расходы и получит прибыль. С другой стороны, при текущей дистрибуции после всех наценок магазинов и посредников цена книги для покупателей намного выше суммы 200 рублей. А за 200 рублей мне кажется было бы намного больше желающих.

    Вопрос, который остается решить — как продать книги конечному покупателю так быстро не добавив к себестоимости дополнительных денег? Эту задачку тоже можно решить., если подумать. Есть сайт, с большим количеством постоянных и лояльных посетителей. Наверняка есть рассылка. Задачка не из серии нереализуемых.

    Даже в случае, если нужно будет доставлять курьером, давайте посчитаем сколько это прибавит к стоимости книги. Зарплата курьера сейчас — 15000 рублей в месяц. В день — 10 книг. В неделю 50, в месяц грубо 200. На одну книгу — 75 рублей зарплаты курьера. Итоговая цена книги 275 рублей для конечного потребителя с доставкой на дом.

    При этом сейчас даже в интернет магазине стоимость книги в мягкой обложке — 350 рублей (со скидкой старые есть по 250, но это в счет не берем).

    • Dmitry 20.08.2009 at 00:24

      И это мы опять же не учитываем стоимость оборотного капитала и его объем.

  7. Глеб 28.08.2009 at 03:04

    При цене от 300 до 400 рублей я покупал бы больше книг (книги у вас замечательные, часто покупаю в подарок). Сейчас покупаю ваши книги минимум за 450 рублей, в среднем 550-600 (Буквоед, Дом книги «Москва», в доме книги в Питере, когда бываю проездом). Получается, что более 50% цены идет магазину.

    Может это экономика книгопродажного бизнеса работает против авторов и издателей, как думаете?

    • ekniga 30.08.2009 at 17:06

      Дело тут, на мой взгляд, не столько в экономике издательской, сколько в экономике в целом
      При инфляции 10-12% годовых проект с 20% рентабельности (даже если это менее чем за год) и риском действительно смотрится не лучше, чем депозит под 15-18% годовых
      А общий уровень доходов населения?
      Несколько дней назад сообщили о десятках миллионов людей, живущих НИЖЕ ОФИЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ БЕДНОСТИ. А ведь расход на книгу сегодня немаленький и далеко не всем по карману. Как следствие, во многие места книгопрадающую сеть проста смысла нет «тащить» (так там мало тех, кто МОЖЕТ купить хоть какую-то КНИГУ, не говоря уж о тех, кто хочет и, тем более, о тех, кто реально купит). Да в этих же регионах и с Интернетом плохо (по той же причине — нет платежеспособного спроса). Т.е., даже в виде е-книг люди не купят. Нужен некий гос. посредник (библиотека, школа, почта), который обеспечит население книгами (печатными и электронными), а издательства — закупкой их продукции… Но у нас кризис… И библиотеки со школами с финансированием «пролетают»…
      Думаю, что «тащить» книгопродающую сеть надо сейчас в бывшие союзные республики. Там потенциальных читателей не меньше, чем в России. И под эту работу (продвижение Российской книжной продукции в сопредельные государства) можно ожидать помощь и поддержку от государства (и влиянием и деньгами)
      А то, что розница «наваривает» 100% (и более)… А что ей-то делать. При инфляции деньги обесцениваются быстро, а книги надо закупать заметной партией, а потом месяцами торговать «поштучно»… Деньги замораживаются и только повышение цены может (хотя и не всегда и не всем) помочь… Жадность, конечно, тоже «имеет место быть», но книжные магазины (пару лет назад их сеть росла) сейчас закрываются. Сеть «Букбери» сократилась сильно и, есть информация, готовится к банкротству. А без книгопроводящей сети какие уж продажи печатных копий… Только е-книги (благо широкополосный Интернет, вроде, растет, несмотря на кризис)…

  8. Александр Молярук 13.09.2009 at 12:34

    Михаил, а если автор книги найдет спонсоров, чтобы окупить часть расходов и поучаствует в распространении на своей территории: Дальний Восток?

  9. Карина 18.01.2010 at 09:20

    Добрый день, Михаил!

    Ваше издательство произвело на меня очень приятное впечатление, и мне также захотелось произвести на вас приятное впечатление в качестве автора, однако связаться с вами оказалось не так просто, ни форма подачи заявки на рассмотрение книги, ни форма обратной связи не работают. И даже ваш телефон не отвечает. Ваше издательство еще существует?

    Спасибо,
    Карина

  10. Сергей 04.03.2010 at 02:20

    Мне очень интересно как расчитывается продажная перспектива книги, от чего это зависит? Как можно заранее предугадать будут читать ее люди или нет?

    • ekniga 04.03.2010 at 13:24

      Издание книги — венчурный бизнес. Здесь нет и не может быть УВЕРЕННОСТИ.
      Есть экспертные оценки, но они (в лучшем случае) верны лишь по совокупности изданий и их продажам…
      А если оценки не верны и по совокупности изданий и их продажам, то издательство прогорает…
      Именно поэтому МИФ в кризис издаёт только «верняк» с высокими шансами на продажу… Правда у МИФ и у остальных издательств разные представления о том, что есть «верняк» (для МИФ — это хорошие книги проверенных авторов по темам, на которые есть платежеспособный, хоть и ограниченный по количеству, спрос, а для многих «крупносерийных» издательств — это низкопробный ширпотреб, который, по мнению их маркетологов, отражает платежеспособный спрос наилучшим образом)

  11. Ицхак 31.10.2010 at 21:42

    Михаил Добрый Вечер!
    Только что послал предложение по моей книге, которая уже продалась за последний год 15 000 экз только в Украине. И вошла в топ-10 самых продаваемых книг по рейтингу продаж крупнейшего книжного магазина Украины.

    Здесь описание книг (я написал две книги) — права на Россию принадлежат мне.
    Хотелось бы издать в вашем прекрасном издательстве.
    Жду Вашего ответа!

  12. Ицхак 31.10.2010 at 21:48

    Решил еще скинуть пару ссылок, чтобы не искать))
    — топ -10 самых продаваемых книг года в крупнейшем книжном магазине Украины.
    Презентация книги (тренинг по книге), с помощью которых мы продали примерно 2000 книг

  13. Сергей 21.01.2012 at 18:34

    Прочёл страницу… Это многое объясняет. Например, почему на деловых полках не найти книг по управлению изменениями, развитием, оргповедению, почему толковых авторов приходится читать в интернете. Вряд ли 2150 экземпляров сразу соберёт тема для продвинутого читателя. Это всегда узкий круг.

  14. Андрей 30.06.2014 at 03:24

    Может задам глупый вопрос, но; если есть книги имеющие достаточный потенциал для реализации, но есть проблема в финансировании, то почему бы не привлечь внешние деньги? Запустить проект «Народное издание», привлечь внешних спонсоров, конечно будет необходимо поделится частью прибыли, но увеличение ассортимента это окупит. Я имею ввиду не займ, а именно аналог венчурного капитала.

  15. Татьяна 10.12.2014 at 09:52

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста, возможен ли такой вариант: автор приносит вам свёрстанную книгу, вы (если книга представляет для вас интерес) ставите на неё свой логотип, печатаете и распространяете. Автор оплачивает вам стоимость печати и проценты от оптовой цены (за распространение). Если такой вариант сотрудничества возможен, то сколько процентов в качестве вознаграждения за распространение готово получать издательство?

  16. александр козулин 01.10.2015 at 19:09

    дамы и господа,
    я автор новой книги, которую хочу вам предожить. прошерстил весь ваш сайт чтобы найти емэйл адрес, чтобы выслать отрывок из книги. к сожалению безуспешно. телефонов тоже нет.
    если вы так сильно ищете таланты, то дайте же им возможность с вами связаться!!!!!!
    надеюсь ваш проффессионализм в продаже выше чем в коммуникации с потенциальными авторами. во всяком случае у ваших коллег на западе этой проблемы не существует.

    с уважением

    Александр Михайлович Козулин
    германия Моб. +49-172-280 4213

  17. Pingback: Издательства для начинающих писателей | Настоящий писатель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>