в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Мы. Жизнь издательства
Издательский бизнес в период кризиса
29 января 2009 4838 просмотров
Мы. Жизнь издательства
Издательский бизнес в период кризиса
29 января 2009 4838 просмотров


Виталий Мышляев

В конце ноября 2008 года журнал «Свой бизнес» подвел итоги очередного конкурса «Бизнес-книга года». Церемония вручения наград победителям конкурса состоялась 29 ноября в Центральном доме художника в Москве в рамках ежегодной книжной ярмарки Non Fiction. Помимо торжественной части, вручения редакцией журнала наград – почетных дипломов – победителям, в рамках церемонии состоялся круглый стол издателей деловой литературы, где представители ведущих московских деловых издательств поделились своими прогнозами и планами на следующий год, который в связи с кризисом может оказаться непростым для всех участников рынка.

Издательства начали испытывать на себе влияние кризиса еще в конце октября 2008 года, когда одна из крупнейших книжных розничных сетей в стране – «Топ-книга» стала задерживать платежи своим поставщикам. Розница объявила, что приостанавливает платежи своим поставщикам, для того чтобы выплатить оферту по облигациям на 1,5 млрд. рублей, срок погашения которой наступил 17 декабря. Все свои долги перед поставщиками, которые в конце 2008 года составляли уже более 2 млрд. рублей, «Топ-книга» обещала погасить в начале года. Осенью сеть стала закрывать некоторые свои магазины. Проблемы крупной сети, через которую издательства реализовывали до 10% своих книг, естественно, негативно сказались и на их работе. Однако большинство поставщиков не свернули поставки в ее магазины. Как рассказала на круглом столе руководитель группы бизнес-литературы «Эксмо» Марина Трушкова, их издательство продолжает поставки в магазины «Топ-книги». «Мы приняли решение продолжать поставки, – говорит она. – Однако условия первой отгрузки в «Топ-книгу» уже изменились. Если раньше в первую отгрузку «Топ-книга» брала 1200-1500 книг, то сейчас только 500». Проблемы розницы, которые могут сказаться на продажах книг, – только часть трудностей, грозящих издательствам в этом году. Другая серьезная тема, которую обсуждали издатели на круглом столе, – это актуальная тематика бизнес-литературы. Мировой финансовый кризис, разразившийся в самом сердце капиталистического мира, изменил взгляд на правильность прежней экономической концепции. Так что, по мнению большинства издателей, книги западных авторов, проповедующих принципы капиталистической экономики, возможно, в 2009 будут не так актуальны как прежде. Так, по мнению генерального директора издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаила Иванова, в этом году следует ожидать отток интереса от книг иностранных авторов в пользу российских.

А руководитель книжного проекта Издательского дома «КоммерсантЪ» Владислав Дорофеев считает, что в настоящий момент актуальной будет практическая бизнес-литература российских авторов. При этом срок издания книг должен быть максимально коротким – 1-1,5 месяца от идеи до издания книги: «Свою задачу как издателя я вижу в том, чтобы фокусироваться на нуждах целевой аудитории, то есть выпускать практические предметные кейсы, а это означает, что надо будет менять бизнес-модель, стремиться к сокращению сроков изготовления книги».

Снижения продаж деловой литературы в 2009 году издатели не прогнозируют. Так, например, генеральный директор издательства «Олимп-Бизнес» Владимир Стабников вспоминает о том, что после кризиса 1998 года продажи его издательства не упали, а после кризиса 2008 года продажи деловой литературы могут даже вырасти. Главной причиной этого, по мнению Марины Трушковой, станет сокращение расходов компаний на обучение своих сотрудников в бизнес-школах, на тренингах и семинарах. По ее словам, одним из направлений деятельности издательства «Эксмо» является проведение бизнес-тренингов, и отток «желающих учиться» в «Эксмо» уже почувствовали. «А когда семинары становятся недоступны, специалистам ничего не остается, как читать», – резюмирует издательница.

По прогнозам Марины Трушковой, цены на книги в 2009 году, как и в прошлом, продолжат расти на 15-20% в год (на 10% вырастет цена на бумагу, плюс рост инфляции). Однако структура продаж деловой литературы может измениться, поскольку оптовики больше будут закупать книги по средним или невысоким ценам. «В 2009 году мы планируем выпускать литературу в том же объеме, что и раньше, но уберем из портфеля низкооборачиваемые издания», – говорит она. В настоящее время средний срок оборачиваемости деловой литературы составляет 8-9 месяцев.

В свою очередь, генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов сообщил о том, что новым проектом его издательства стал выход в сегмент подарочной литературы. Пробным шаром стала книга «Речи, которые изменили мир», вышедшая в 2008 году. «У нашего издательства есть своя аудитория – 3-4 тыс. человек, – которая читает наши книги, но не у всех этих людей есть потребность прочитать все наши семнадцать-восемнадцать книг, – говорит Михаил Иванов. – Но дарить подарки приходится всем. Наша первая подарочная книга оказалась успешной, несмотря на высокую цену – 2990 рублей, мы продали первый тираж – 2 тысячи экземпляров – за два месяца и планируем продолжить развитие в этом направлении».

Похожие статьи