в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Интервью
«Работа как составная часть счастья»
20.06.2007 Просмотров: 6 459
Интервью
«Работа как составная часть счастья»
20.06.2007 Просмотров: 6 459


Алёна Макова

Мы любим какие-то вещи и продукты, но редко задумываемся о том, кто их создает. А если и начинаем интересоваться этим вопросом, то не всегда находим ответ.

Именно поэтому я решила познакомить вас с командой нашего издательства, рассказать, кто делает наши книги, кто вкладывает в них частичку себя.

Каждый месяц я буду делать интервью с одним из представителей нашего издательства.

Логичным мне показалось начать с генерального директора, вдохновителя, руководителя и создателя команды — Михаила Иванова.

— Михаил, как и почему родилась идея издательства?

— Идея родилась, когда мы с Михаилом Фербером написали книгу «Руководство по маркетингу консалтинговых услуг». Это была уникальная модель. Мы не издавали ее в обычном смысле слова. Мы делали брошюрованный том из примерно 100 страниц А4, который продавали только через специально созданный сайт вместе с доступом к ряду баз данных, который сами же поддерживали. Это был очень необычный издательский проект.

В ходе работы над книгой мы нашли еще пять-шесть замечательных книг на английском языке, которые мы бы хотели издать в России. Мы были настолько наивны, что написали правообладателям запрос на права. Нам ответили, что они не работают с частными лицами. Тогда мы обратились к ряду российских издательств с предложением издать эти книги. После долгих переговоров мы все-таки уговорили «Альпину» на совместный проект. Мы инвестировали в равных долях, сделали перевод и на таких условиях издали пять книг. Потом по разным причинам нам разонравилось работать с «Альпиной»: они выросли, стали уделять меньше внимания каждой книге, делать меньший упор на оформление, качество продвижения. И мы подумали, что в принципе можем делать все сами, здесь нет никакого секрета. Нам нравилось работать с книгами, мы сами очень много читали на английском и хотели, чтобы в нашей стране появлялись качественные книги, сделанные не на конвейере. Важно еще и то, что у нас был опыт писателей и переводчиков.

— А как к вам присоединился Игорь Манн?

— С Игорем я познакомился давно, когда он еще работал в Вене и писал «Маркетинг на 100%». Игорь был очень активен на сайте E-xecutive, мы с Михаилом тоже часто публиковали свои статьи и участвовали в дискуссиях на этой площадке. Игорь выбрал двадцать рецензентов, которым послал свою рукопись; мы оказались в числе этих людей. Так мы познакомились заочно. После выхода книги Игорь устроил вечеринку, где собрал тех, кто помогал ему в работе над книгой. Дальше мы продолжали общаться, Игорь всегда был активным человеком, открытым для новых идей.

Когда мне стало скучно работать в консалтинге, я решил, что можно создать издательство. Для этого мне нужны были партнеры, и я пригласил Игоря, как инновационного и открытого человека, и Михаила Фербера, как исключительно порядочного, надежного и очень глубокого человека. И у нас получилась такая компания. Когда мы только готовили наши первые книги, к нам присоединился Артем, который на тот момент заканчивал институт (Игорь был у него научным консультантом по диплому). Постепенно стала формироваться и остальная команда.

— В чем залог успеха того, что получилось? Какие главные конкурентные преимущества?

— Самое главное конкурентное преимущество — это люди, потому что наш бизнес — это бизнес идей. Здесь нет табу, материальных активов, которые были бы преимуществом перед другими. Я очень доволен той командой, которая у нас работает, и люди, которые приходят, очень соответствуют сложившейся корпоративной культуре.

Мы с вами сейчас сидим в «Макдоналдсе». Здесь все можно скопировать, бизнес-модель понятна, но никто все равно не может повторить его успеха. Так же и у нас: нет ничего такого особенного, чего нельзя было бы повторить. У нас уже копируют отдельные вещи: дизайн, слова на обложке и тому подобное, но всё вместе, всю систему, связанную с людьми, невозможно скопировать.

Главное, чтобы людям было интересно. Я недавно давал интервью журналу «Генеральный директор», и меня спросили, какие возникают сложности, когда люди работают дома, без офиса. Я подумал, что, наверное, если бы сотрудникам было неинтересно, то приходилось бы постоянно их контролировать, смотреть, что сделано, а что нет. А так людям интересно, и они сами себя контролируют. Мы сделали правильную ставку на принцип, взятый мной из «Стратегики»: давать больше ответственности молодым сотрудникам: у них, может быть, не всегда хватает знаний, навыков и опыта, но энергия, с которой они берутся за дело, компенсирует все остальное.

Я уверен, наша команда по энергетике, интеллектуальному потенциалу переиграет любую другую из издательских. У нас нет глубоких карманов, и поэтому нам приходится много думать и изобретать.

— Из всех изданных книг какая самая любимая и почему?

— Мне нравится «Война за таланты». Она описывает концепцию, которой, как мне кажется, нужно придерживаться в нашем бизнесе. К сожалению, я не всегда ей соответствую. Есть простой критерий, который показывает, что является для вас как руководителя приоритетом: посчитайте, сколько времени вы проводите со своими коллегами, командой. Я признаю, что пока провожу недостаточно времени; на это есть объективные причины. Одна из моих ближайших целей — проводить больше времени с каждым членом команды. Время, которое ты проводишь с финансами, поставщиками, клиентами, не так важно, как время, проводимое со своими сотрудниками.

В Серебряном веке был клуб молодых интеллектуальных людей — писателей, поэтов, художников, — они друг друга духовно обогащали. Я хочу, чтобы у нас в компании была такая же атмосфера взаимного обогащения, когда люди, приходя сюда, могли бы многому научиться у своих коллег.

— Есть книги, успех или неудача которых оказались для вас неожиданными?

— Я удивляюсь, почему плохо продается «Миграция ценности». Отличная, на мой взгляд, книга, по уровню ничуть не хуже чем бестселлер Джима Коллинза «От хорошего к великому». Она показывает фундаментальные сдвиги, происходящие в наше время, то, как скорость изменений влияет на бизнес-модели. Те люди, которые это не улавливают, проигрывают.

Вот вы сейчас записываете интервью на Olympus, а у них, скорее всего, очень большие проблемы, потому что нынче в каждом телефоне уже встроен диктофон. То же касается и производителей бытовых фотокамер: их производители столкнулись с тем, что все те же производители телефонов отъедают у них уже значительный сегмент рынка. Это и есть миграция ценности, которую уловил и очень хорошо описал Сливотски. И я действительно недоумеваю, почему эта книга продается хуже остальных.

— А что будет с издательством послезавтра?

— Я думаю, мы вырастем в медиакомпанию. Я не слишком верю в будущее бумажных книг, поэтому мы смотрим в сторону диджитализации, цифрового контента, видеокурсов, аудиокурсов. У нас пока нет окончательно сформированной идеи, но это будет контент для людей, которые развиваются, ищут новые идеи. Я не верю в принт, в бумажные издательства как таковые, журналы и газеты, в их будущее. Их распространение очень сильно ограничено. Бумажную газету необходимо напечатать, потом доставить до ларька, а человек должен пойти в ларек и купить ее. Если СМИ создает контент в цифровом виде, то можно прочитать все на экране телефона.

— А риск пиратства?

— Такой риск существует, но есть две разные модели. Первая — когда за контент платит потребитель (например, как за диски), здесь существует угроза пиратства, а вторая модель — когда платит рекламодатель (за газеты, например). И я думаю, «Ведомости» были бы счастливы, если бы пираты распространяли их газеты.

Мне кажется, нас ждет серьезное изменение, миграция ценности в медиаиндустрию. Мы пока только не знаем какая. Многие СМИ мигрируют в сторону Интернета. Пока печатное СМИ осветит произошедшее событие, пройдет день, а в Интернете все появляется сразу.

Я перестал читать «Спорт-экспресс» и читаю «Газету.ру», раздел спорта. Там ведутся прямые трансляции матчей, есть комментарии аналитиков и тренеров, пресс-конференции. Чтобы прочитать это в газете, мне надо целый день ждать, а потом еще идти и покупать ее. Я думаю, что компании, которые правильно уловят смещение потребительского внимания, будут на коне.

Более того, если убрать все, что касается бумаги и каналов распространения, то вообще возникает вопрос о новой структуре СМИ. Я давно ношу в себе идею о создании нового типа СМИ, где, например пять лучших журналистов пишут в Интернете свои колонки о политике, экономике, спорте. Они нанимают себе администратора, который занимается технической поддержкой сайта и продает рекламу. В этом случае команда из пяти колумнистов будет являться собственником ресурса, который по стоимости может превзойти все печатные СМИ с их неэффективной структурой. Идея, конечно же, требует доработки, но почему бы и нет.

— Всем известно выражение «Красота спасет мир». А книги могут?

— Мне кажется, это спекуляция, красота тоже не спасет мир.

— А что спасет?

— Не знаю. Мне кажется, мир — это внутреннее состояние каждого отдельного человека. Он или спасается, или нет. А мир в целом не может спастись.

— Вы не жалеете, что совсем ушли из «Стратегики» в издательство?

— Я получаю огромное удовольствие от работы сейчас. Во-первых, я вряд ли смог бы совмещать работу в «Стратегике» с воспитанием дочки. Во-вторых, раньше, работая в офисе, я каждый день тратил три часа на дорогу. При этом три часа, проведенные в пробке, очень серьезно напрягают нервную систему. Какой бы у тебя ни стоял хороший кондиционер в автомобиле, ты все равно едешь в потоке дымящих машин, и это подрывает твое здоровье. В-третьих, я теперь почти перестал ходить в пиджаке и галстуке. В-четвертых, я могу заниматься в спортзале когда хочу, ходить в магазины, когда мне удобно, а не когда есть время. Единственное, я потерял в том, что перестал общаться с блестящими людьми, которые собраны в «Стратегике». С другой стороны, у нас хорошая команда в издательстве, и я получаю большое удовольствие от общения с ней. Так что тот этап закончился, наступил следующий.

Вообще, у меня нетипичная карьера. Обычно консультанты становятся квалифицированными менеджерами, а не предпринимателями. В истории «Стратегики», как и в истории московского офиса McKinsey, пока не было людей, которые бы ушли в свой реальный (не консультационный) бизнес. Для роли менеджера и собственника характерны разные качества.

— Если считать, что у каждого места есть своя душа, то какая душа у издательства?

— Молодая, динамичная. Существует левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитические способности, и правое, которое отвечает за креатив. Так вот, наше издательство более креативное, чем аналитическое, оно молодое, задорное. Я вижу, что даже моей маме очень нравится работать в издательстве с молодыми ребятами, это ее саму омолаживает.

Я недавно прочитал, что консультанты говорят: «Сначала думай, а потом делай». А мы часто сначала делаем, а потом задумываемся. Мне кажется, в эпоху быстрых перемен это даже более правильная модель. Поэтому у нас душа двадцатилетнего молодого человека, у которого все впереди, у которого нет преград, нет комплексов того, что так не получится, потому что другим не удалось.

Мы пришли не из издательского бизнеса, нам говорили, что так, как у нас, издательский бизнес не делается, что двенадцать книг в год — это невозможно, потому что нет масштаба, соответственно мы не выложимся в магазине. Очень многие говорили, что это неработающая модель. Но у нас она работает.

— В фильме «Москва слезам не верит» один из персонажей утверждает, что театра и кино не будет, все вытеснит телевидение.  Как насчет книг — они вытесняются?

— Конечно, вытесняются. Когда мы работали в «Стратегике», у нас был проект для Российской книжной палаты, где мы изучали положение с чтением в разных странах, в том числе и в России. Команда, работавшая над этим проектом, провела глубокие исследования, и, конечно, сложно сравнивать ситуацию с тем, что было в Советском Союзе, когда не было Интернета, ста каналов спутникового телевидения, компьютерных игр и искусственного дефицита книг. Были огромные тиражи, и люди читали, потому что альтернатив по использованию свободного времени были не так много. Сейчас жесткая конкуренция со стороны других способов времяпрепровождения, при этом, когда читаешь книгу, требуется прилагать больше усилий, нежели когда ты смотришь телевизор или играешь в компьютерную игру. Тенденция такова, что люди все меньше времени посвящают чтению. Но меняется и стиль жизни: люди раньше не проводили по три часа в пробках. А в пробках особо не поиграешь и не посмотришь телевизор. Пробки — хороший шанс для книг вернуть себе часть аудитории, потому что говорящего радио очень мало. Многие переходят на аудиокниги.

— Если сравнить издательский бизнес с каким-то видом спорта или искусства, что это будет?

— Издательский бизнес в некоторой степени похож на марафон, потому что существует очень долгий цикл подготовки книги. Большой разрыв во времени между моментом, когда ты принимаешь решение об издании книги, и ее запуском в производство. Если это переводная книга и она уже написана, нужно примерно полгода, чтобы ее издать. Если это российская книга, то практически никогда невозможно предсказать, когда она будет написана. Одна из наших книг пишется уже много лет, она анонсирована с первого дня работы издательства, и срок выхода все время передвигается. Ее пишет Александр Ованесов — замечательный человек, который очень востребован, у него много работы, много клиентов и ему сложно найти время на написание книги, но он пишет.

— А сами сейчас читаете? Что именно?

— Сам я читаю книги по бизнесу, которые мы отбираем для издания. В последнее время стал много читать художественной литературы. Улицкую, Рубину, Галича перечитал. С удивлением обнаружил, что я могу читать стихи. Я читаю Галича, потому что хорошо знаю многие его песни, положенные на гитару, на музыку. Прочитал Шендеровича, тоже интересный проект. Он ведет передачу «Плавленый сырок» на радио «Эхо Москвы», и издательство «Амфора» собрало все его «плавленые сырки» за год и сделало из этого сборник. Порой, конечно, сложно в больших дозах воспринимать его едкий, но острый взгляд. Еще я прослушал замечательную книгу, одну из самых сильных, на мой взгляд, — «Священную книгу оборотня» Пелевина. Часто возвращаюсь к книгам Александра Меня.

— Если представить, что вас сейчас освободили от работы в издательстве — сколько бы вы так выдержали?

— Недолго. Работа — это же основная часть уравнения счастья. Мне кажется, люди, которые ничего не делают, не могут быть счастливыми. Ты что-то делаешь, потому что хочешь самореализоваться, у тебя есть внутренняя энергия, которая ищет выхода. Я бы не смог работать на конвейере: нет творчества, самореализации, выполняешь набор заданных операций. Поэтому если бы не работа в издательстве, я бы занимался чем-то другим, но тоже творческим.

— Если бы вы сейчас на четыре дня попали на необитаемый остров и могли взять с собой только три вещи, то что бы это было?

— Я бы взял плавки, маску и трубку и плавал.
Одна моя знакомая не берет большой отпуск раз в году, а каждые три месяца по неделе куда-нибудь ездит. Мне кажется, для меня это был бы идеальный график. И, я думаю, мне не сильно понравится на необитаемом острове.

Есть замечательная книга «Искусство путешествий» — одна из основных ее мыслей состоит в том, что вдалеке от дома, от привычных вещей, у человека по-другому настраивается сознание, мозг, и он может придумать много нового. Я получаю большое удовольствие от генерации идей, и путешествия в этом сильно помогают. Иногда я испытываю физический дискомфорт, если у меня нет под рукой ручки и записной книжки, куда я могу записать свои впечатления.

— Что было самое сложное в издательстве?

— Самым сложным до сих пор остается создание команды. Всегда сложно найти необычных людей. Стандартно все ожидают нормального рабочего места, со столом, компьютером, офисом, перекурами на обед, фиксированной зарплатой, бонусами и работой с девяти до шести. Поэтому мы ищем нетипичных людей. У нас работают молодые люди, у которых нет комплекса «если работа, то в офисе». Непросто находить людей, которые бы соответствовали нашим принципам.

— Без какого качества невозможен издатель?

— Без порядочности. Это очень важное качество, которое ценят авторы, агенты и клиенты. Оно важно в любом бизнесе.

— Изначально издательство было вашим хобби, а сейчас это так? Или оно уже стало скорее работой?

— Между работой и увлечением очень тонкая грань. Я думаю, что это и то и другое. Это основной вид моей трудовой деятельности. Хобби означает, что ты чем-то увлечен: ты целый день работаешь, а приходя домой, собираешь, например, модельки автомобилей. Ты знаешь всех производителей, каждую деталь, твоя энергия находит в этом выход. А у меня совмещено и то и другое, хотя, говорят, это не слишком верно. Надо искать возможности переключения.