в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Waterstone’s внутри 2
Мы. Жизнь издательства
Книжные магазины Лондона
13.05.2007 Просмотров: 37 993
Мы. Жизнь издательства
Книжные магазины Лондона
13.05.2007 Просмотров: 37 993


Артём Степанов

Что издателей может интересовать в Лондоне в первую очередь? Конечно же, книжные магазины. Интересно ведь, что продается, как продается, и любопытно просто посмотреть, как все устроено «у них». Поэтому сразу по прибытии на Лондонскую книжную ярмарку мы с Михаилом отправились на разведку в местные книжные магазины.
Первым делом надо сказать, что количество книжных магазинов в Лондоне можно сравнить с числом «Макдоналдсов» в Москве. В центре города они разбросаны повсюду, а в Сохо (знаменитый район в центре города) есть даже целая улица книжных магазинов – Charing Cross Road. На этой улице, в частности, находится совершенно замечательный Foyles – на мой взгляд, лучший магазин специализированной литературы. FoylesВы бы видели, какую площадь занимают там разделы компьютерной и бизнес-литературы – целый этаж! А еще там есть джазовое кафе, где мы вкусно пообедали и заодно проверили почту (Wi-Fi бесплатный для всех клиентов кафе). В общем, вполне заслуженно Foyles в прошлом году присудили титул Independent Bookseller of the Year. Полностью поддерживаю такой выбор.

Еще одно место, достойное отдельного упоминания, – крупнейший книжный магазин Европы, центральный Waterstone’s на Пикадилли. Это что-то! Он занимает целый восьмиэтажный дом, причем пять этажей отдано под собственно магазин, а остальные три – под офисы. Стоит ли говорить, что внутри есть даже лифт для путешествия (это слово здесь наиболее уместно) между этажами. Чтобы хотя бы мельком ознакомиться с богатейшим ассортиментом магазина, понадобится как минимум несколько часов. Мы, например, провели в отделе бизнес-литературы часа полтора и ушли только потому, что магазин уже закрывался. Без сомнения, Waterstone’s обязателен для посещения всем, кто неравнодушен к книгам. Кстати, эта сеть – одна из лидеров европейского рынка: только в Лондоне работает 30 магазинов (они попадаются на глаза в любом районе города).
Waterstone’sИтак, с количеством магазинов в Лондоне все отлично (чего не скажешь про Москву) – при желании можно обеспечить книгами всех страждущих. Только вот таких желающих оказалось не так уж и много. Магазины практически пустуют, внутри царит спокойная атмосфера, напоминающая читальный зал библиотеки. Мы также заметили, что в метро люди практически не читают книг. В основном листают бесплатные газеты, лежащие прямо в вагонах. Видимо, с распространением и удешевлением других видов развлечений (компьютерные игры, Интернет) книги становятся все менее привлекательными для большинства европейцев.
Продолжаем путешествие внутри типичного лондонского bookstore. Вот некоторые заметки.

  • Большинство книг на полках стоят «лицом» (то есть обложкой) к посетителю. За счет этого ассортимент обычно не слишком большой (это не относится к крупным магазинам типа Foyles или центрального Waterstone’s).
  • Сразу бросается в глаза обилие некнижной продукции: открыток, блокнотов, закладок, различных аксессуаров для чтения и прочей подарочной мишуры. Поначалу это все интересно и необычно (в Москве пока не часто встретишь такие штучки), но уже в третьем магазине понимаешь, что ассортимент везде практически одинаковый. (Вот он, развитый рынок: все предпочитают работать с набором одних и тех же проверенных поставщиков). Отдельно хочется отметить Moleskin: они повсюду и всех цветов радуги. Видно, что конкуренты завидуют, – рядом на полках полно клонов этих знаменитых блокнотов.
  • Очень удобно, что всегда можно найти место для чтения прямо в Waterstone’s внутри 2магазине. Часто для этого есть кресла или стулья. Но даже если специального места не предусмотрено, можно запросто расположиться прямо на полу: этому способствуют используемые повсеместно ковровые покрытия и чистая обувь читателей.
  • Во многих магазинах работает маркетинговая программа «три книги по цене двух», в которой участвуют книги со специальной наклейкой (обычно задействовано 15-20 книг). Сначала я думал, что это оригинальный ход Waterstone’s, но потом выяснилось, что подобная программа действует и в других сетях. Да, инновации в торговле легко скопировать.
  • Подобно программе «3 for 2» практически в каждом магазине на видном месте есть отдельный стенд со спецпредложениями, где продаются книги со скидкой. Об этом сообщает яркая наклейка вроде «Save 2?» или даже «Half Price!». Причем скидки действуют и на новые книги, и на бестселлеры, то есть это не банальное избавление от неликвида. Например, в день выхода новой книги культового Дж. Р. Р. Толкина «Children of Hurin» Waterstone’s продавал ее со скидкой аж 7? при цене в 18?.
    Отдельно отмечу качество оформления как самих магазинов, так и их фирменных материалов, в частности этих наклеечек про скидки. Все наклейки, буклеты и афиши сделаны очень качественно и строго выдержаны в фирменном стиле магазина (самое главное, что этот фирменный стиль в принципе есть!). Все-таки не зря Лондон – мировая столица дизайна. Конечно, в этом плане нашим магазинам есть чему поучиться у британских «коллег».
  • В нескольких магазинах есть целые отдельные полки, где выложены книги с автографами авторов. Таких книг довольно много.
    С авторами там вообще работают гораздо активнее, чем у нас. В магазинах, например, можно взять буклетик с расписанием ближайших встреч (обычно дается расписание на месяц). Примечательно то, что на многие мероприятия можно попасть только по билету. Он может быть бесплатным, а может быть и платным. Но и здесь все сделано очень мудро: если вы купили билет, скажем за 2?, то при покупке книги эти деньги вам вернут в виде скидки. То есть фактически в этом случае встреча с автором для вас бесплатна. Для магазина же платный билет – это почти стопроцентная гарантия, что вы не только придете на мероприятие, но еще и купите книгу. На мой взгляд, это отличная модель. Обязательно предложим нашим коллегам попробовать.
  • Ну и последняя фишка лондонских магазинов – это возможность вернуть книгу в течение месяца при предъявлении чека (естественно, книга должна быть в нормальном состоянии). Идея, бесспорно, классная, но вот в ее жизнеспособности в наших полевых условиях я сильно сомневаюсь. Наши люди быстро смекнут, что к чему =)

Вот так продают книги в Лондоне. Надеюсь, что скоро некоторые из описанных фишек вы сможете наблюдать и в центральных магазинах Москвы: мы с ними проработаем этот вопрос.