Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Книжные магазины Лондона
13 мая 2007 46 085 просмотров


Артём Степанов

Что издателей может интересовать в Лондоне в первую очередь? Конечно же, книжные магазины. Интересно ведь, что продается, как продается, и любопытно просто посмотреть, как все устроено «у них». Поэтому сразу по прибытии на Лондонскую книжную ярмарку мы с Михаилом отправились на разведку в местные книжные магазины.
Первым делом надо сказать, что количество книжных магазинов в Лондоне можно сравнить с числом «Макдоналдсов» в Москве. В центре города они разбросаны повсюду, а в Сохо (знаменитый район в центре города) есть даже целая улица книжных магазинов – Charing Cross Road. На этой улице, в частности, находится совершенно замечательный Foyles – на мой взгляд, лучший магазин специализированной литературы. FoylesВы бы видели, какую площадь занимают там разделы компьютерной и бизнес-литературы – целый этаж! А еще там есть джазовое кафе, где мы вкусно пообедали и заодно проверили почту (Wi-Fi бесплатный для всех клиентов кафе). В общем, вполне заслуженно Foyles в прошлом году присудили титул Independent Bookseller of the Year. Полностью поддерживаю такой выбор.

Еще одно место, достойное отдельного упоминания, – крупнейший книжный магазин Европы, центральный Waterstone’s на Пикадилли. Это что-то! Он занимает целый восьмиэтажный дом, причем пять этажей отдано под собственно магазин, а остальные три – под офисы. Стоит ли говорить, что внутри есть даже лифт для путешествия (это слово здесь наиболее уместно) между этажами. Чтобы хотя бы мельком ознакомиться с богатейшим ассортиментом магазина, понадобится как минимум несколько часов. Мы, например, провели в отделе бизнес-литературы часа полтора и ушли только потому, что магазин уже закрывался. Без сомнения, Waterstone’s обязателен для посещения всем, кто неравнодушен к книгам. Кстати, эта сеть – одна из лидеров европейского рынка: только в Лондоне работает 30 магазинов (они попадаются на глаза в любом районе города).
Waterstone’sИтак, с количеством магазинов в Лондоне все отлично (чего не скажешь про Москву) – при желании можно обеспечить книгами всех страждущих. Только вот таких желающих оказалось не так уж и много. Магазины практически пустуют, внутри царит спокойная атмосфера, напоминающая читальный зал библиотеки. Мы также заметили, что в метро люди практически не читают книг. В основном листают бесплатные газеты, лежащие прямо в вагонах. Видимо, с распространением и удешевлением других видов развлечений (компьютерные игры, Интернет) книги становятся все менее привлекательными для большинства европейцев.
Продолжаем путешествие внутри типичного лондонского bookstore. Вот некоторые заметки.

  • Большинство книг на полках стоят «лицом» (то есть обложкой) к посетителю. За счет этого ассортимент обычно не слишком большой (это не относится к крупным магазинам типа Foyles или центрального Waterstone’s).
  • Сразу бросается в глаза обилие некнижной продукции: открыток, блокнотов, закладок, различных аксессуаров для чтения и прочей подарочной мишуры. Поначалу это все интересно и необычно (в Москве пока не часто встретишь такие штучки), но уже в третьем магазине понимаешь, что ассортимент везде практически одинаковый. (Вот он, развитый рынок: все предпочитают работать с набором одних и тех же проверенных поставщиков). Отдельно хочется отметить Moleskin: они повсюду и всех цветов радуги. Видно, что конкуренты завидуют, – рядом на полках полно клонов этих знаменитых блокнотов.
  • Очень удобно, что всегда можно найти место для чтения прямо в Waterstone’s внутри 2магазине. Часто для этого есть кресла или стулья. Но даже если специального места не предусмотрено, можно запросто расположиться прямо на полу: этому способствуют используемые повсеместно ковровые покрытия и чистая обувь читателей.
  • Во многих магазинах работает маркетинговая программа «три книги по цене двух», в которой участвуют книги со специальной наклейкой (обычно задействовано 15-20 книг). Сначала я думал, что это оригинальный ход Waterstone’s, но потом выяснилось, что подобная программа действует и в других сетях. Да, инновации в торговле легко скопировать.
  • Подобно программе «3 for 2» практически в каждом магазине на видном месте есть отдельный стенд со спецпредложениями, где продаются книги со скидкой. Об этом сообщает яркая наклейка вроде «Save 2?» или даже «Half Price!». Причем скидки действуют и на новые книги, и на бестселлеры, то есть это не банальное избавление от неликвида. Например, в день выхода новой книги культового Дж. Р. Р. Толкина «Children of Hurin» Waterstone’s продавал ее со скидкой аж 7? при цене в 18?.
    Отдельно отмечу качество оформления как самих магазинов, так и их фирменных материалов, в частности этих наклеечек про скидки. Все наклейки, буклеты и афиши сделаны очень качественно и строго выдержаны в фирменном стиле магазина (самое главное, что этот фирменный стиль в принципе есть!). Все-таки не зря Лондон – мировая столица дизайна. Конечно, в этом плане нашим магазинам есть чему поучиться у британских «коллег».
  • В нескольких магазинах есть целые отдельные полки, где выложены книги с автографами авторов. Таких книг довольно много.
    С авторами там вообще работают гораздо активнее, чем у нас. В магазинах, например, можно взять буклетик с расписанием ближайших встреч (обычно дается расписание на месяц). Примечательно то, что на многие мероприятия можно попасть только по билету. Он может быть бесплатным, а может быть и платным. Но и здесь все сделано очень мудро: если вы купили билет, скажем за 2?, то при покупке книги эти деньги вам вернут в виде скидки. То есть фактически в этом случае встреча с автором для вас бесплатна. Для магазина же платный билет – это почти стопроцентная гарантия, что вы не только придете на мероприятие, но еще и купите книгу. На мой взгляд, это отличная модель. Обязательно предложим нашим коллегам попробовать.
  • Ну и последняя фишка лондонских магазинов – это возможность вернуть книгу в течение месяца при предъявлении чека (естественно, книга должна быть в нормальном состоянии). Идея, бесспорно, классная, но вот в ее жизнеспособности в наших полевых условиях я сильно сомневаюсь. Наши люди быстро смекнут, что к чему =)

Вот так продают книги в Лондоне. Надеюсь, что скоро некоторые из описанных фишек вы сможете наблюдать и в центральных магазинах Москвы: мы с ними проработаем этот вопрос.

Похожие статьи